Контактный телефон:
+7 (495) 795-02-42
  • Заказать звонок

    Заказать звонок

    Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.

    + 7 ( ) - -
    CAPTCHA
    Настоящим даю свое согласие ООО КБ "Международный расчетный банк" на обработку моих персональных данных
  • Написать нам

    Написать нам

    Поля отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения.

    + 7 ( ) - -
    Благодарность
    • Благодарность
    • Претензия
    • Пожелание
    • Консультация по продуктам для физических лиц
    • Консультация по продуктам для юридических лиц
    CAPTCHA
    Настоящим даю свое согласие ООО КБ "Международный расчетный банк" на обработку моих персональных данных

ЦБ возложил надежды на банковский самоконтроль

02.11.2017

Центробанк согласился с рекомендациями Национального совета финансового рынка (НСФР) о необходимости более серьезного контроля банков со стороны их собственных сотрудников — комплаенс-офицеров. Эти работники должны объективно оценивать соблюдение банками антиотмывочного законодательства. Подробнее>>.

Комментарий Вице-президента ООО КБ "Международный расчетный банк" Ю.Ю. Петрущика: 

Для начала хочу обратить внимание на некоторую путаницу в терминологии по тексту статьи. Комплаенс-офицеры как устоявшееся понятие - это в международной и российской практике руководители компланс-служб (подразделений внутреннего контроля), чья деятельность осуществляется, если говорить о законодательстве РФ, в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах". Согласно этому документу, функционал служб внутреннего аудита состоит в выявлении комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций, а также в результате применения санкций или иных мер воздействия со стороны надзорных органов; учет событий, связанных с регуляторным риском, определение вероятности их возникновения и количественная оценка возможных последствий; мониторинг регуляторного риска, в том числе анализ внедряемых кредитной организацией новых банковских продуктов, услуг и планируемых методов их реализации на предмет наличия регуляторного риска; координация и участие в разработке комплекса мер, направленных на снижение уровня регуляторного риска в кредитной организации; мониторинг эффективности управления регуляторным риском; выявление конфликтов интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию; анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов и т.д.  

Иногда службу внутреннего контроля путают со службой внутреннего аудита, деятельность которой также описана вышеуказанным нормативным документом и состоит в проверке и оценке эффективности системы внутреннего контроля в целом, выполнения решений органов управления кредитной организации, проверке эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками, установленных внутренними документами банка, проверке надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, проверке и тестировании достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, оценке экономической целесообразности и эффективности совершаемых кредитной организацией операций, проверке процессов и процедур внутреннего контроля и т.д. 

Еще одно существенное отличие службы внутреннего контроля от службы внутреннего аудита состоит в различной подчиненности этих служб. Если первая, как правило, подчиняется единоличному исполнительному органу (председателю правления) банка, то начальником второй является совет директоров кредитной организации. Для руководителей подразделений по противодействию легализации используется другое определение - ответственный сотрудник в области ПОД/ФТ, также входящий в "периметр" внутреннего контроля. При этом деятельность данного лица регулируется не Положением 242-П, а другими нормативными документами, в частности, Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Положением Банка России от 2 марта 2012 г. N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". 

К слову, независимость ответственного сотрудника закреплена именно Положением 375-П. Исключение возможности общения ответственного сотрудника с клиентами является, по моему мнению, единственно возможной и современной практикой, используемой большинством кредитных организаций для снижения комплаенс-рисков. Такая модель минимизирует вероятность какого-либо воздействия на него со стороны недобросовестных клиентов, осуществляющих, например, сомнительные операции. Дальнейшее закрепление принципа независимости ответственного сотрудника, подчиняющегося в настоящее время руководителю кредитной организации, могло бы быть реализовано путем его переподчинения совету директоров - по аналогии со службой внутреннего аудита.

Возврат к списку